Настройка болида в rFactor

Допустим у нас появилась недостаточная поворачиваемость. Как от нее избавиться при помощи изменения параметров подвески? Сделать переднюю подвеску помягче (или обратное действие с задней подвеской); Передний стабилизатор делаем пожестче; Увеличиваем переднюю колею; Снижаем клиренс спереди. Закончив с подвеской, перейдем к другим параметрам.

  1. Если имеет место недостаточная поворачиваемость (машину выносит из поворотов), то причиной (причинами) тому могут быть:

— маленький угол атаки переднего спойлера; — маленький угол поворота колес; — баланс тормозов сдвинут в сторону передних колес; — жесткая передняя балка поперечной устойчивости; — жесткие пружины передней подвески; — большой передний клиренс;

  1. Если имеет место избыточная поворачиваемость (кормовая часть теряет устойчивость), то причиной (причинами) тому могут быть:

— маленький угол атаки заднего спойлера; — большой угол поворота колес; — баланс тормозов сдвинут в сторону задних колес; — жесткая задняя балка поперечной устойчивости; — жесткие пружины задней подвески; — большой задний клиренс; В медленных поворотах (до 150 км/час) крылья практически не работают. Износ покрышки резко возрастает если давление подобрано неправильно. Если давление слишком высоко, то больше нагревается центральная часть покрышки, и наоборот, если оно недостаточное. Необходимо, чтобы температура по всей поверхности шины была одинаковой (оптимальная величина составляет 100-120С). Регулировка давления в шинах является одним из самых удобных способов настраивать автомобиль. Подбирая более длинные передачи между низкими и короткие между высокими передачами, вы сможете получить более эффективную кривую разгона. Седьмая передача должна быть настроена так, чтобы тахометр перешел в красную зону в конце самой длинной прямой перед самым торможением. Боkее низкая передача означает лучший разгон (особенно на старте), но это означает меньшую плотность в расстановке передач далее по коробке, большую вероятность как пробуксовки так и заноса. Более высокая — худший старт и худший разгон в самом медленном повороте, но зато более эффективная кривая разгона по отношению к остальным передачам, плюс меньшая вероятность пробуксовки. Пробуксовку, в свою очередь, можно компенсировать смягчением задней подвески — пружинами и/или амортизаторами. подобрать первую передачу достаточно высоко — где-нибудь порядка 37 — 39.Означает не только то, что становится легче избежать нежелательной пробуксовки, но и возможность более близкого расположения высоких передач. Но завальный старт. Вот формула, которая поможет найти правильные передаточные числа:   ( 2414 * x ) / RPM = #, где #: номер передачи; RPM: максимальные обороты двигателя; x: скорость в км/ч.   Например, чтобы на третьей передаче при 16500 об/мин достичь скорости 238 км/час, нужно выбрать следующую величину настройки для третьей передачи: ( 2414 * 238 ) / 16500 = 34.82, то есть 35. Вы можете смело установить максимальный угол поворота передних колес на значение 11-13 градусов для большинства трасс Машина считается стабильной в повороте, если при резком сбросе скорости в момент ухода с исходной траектории, она возвращается на эту траекторию. Машина считается нейтральной в повороте если передние и задние колеса начинают боковое скольжение одновременно. Это идеальный вариант, поскольку нейтральное поведение машины — залог достижения максимально возможной скорости прохождения поворотов и лучшей управляемости.

  1. Для быстрой трассы следует выбирать более жесткие пружины, чем для медленной.
  2. Спереди в любом случае должны стоять более жесткие пружины, чем сзади. Это предотвратит чрезмерное "клевание носом" при торможении и,

как следствие — блокировку задних колес.

  1. Если машина прыгает на кочках как "Уазик", либо если очень быстро изнашивается резина, это признак слишком жестких пружин.
  2. Если машина несколько раз шаркает днищем в разных местах трассы, это признак либо слишком мягких пружин, либо слишком низкого дорожного просвета (ride height), а скорее всего имеют место обе указанные недоработки.

Чем жестче ARB (Балка поперечной устойчивости), тем меньше болид раскачивается в поворотах. Если имеет место недостаточная поворачиваемость (машину выносит из поворота), уменьшите жесткость передней ARB и/или увеличьте жесткость задней ARB. Если этого недостаточно, уменьшите жесткость пружин передней подвески и/или увеличьте жесткость пружин задней подвески.   Оптимальная значение для ARB зависит от жескости пружин по следующей формуле: (Средний процент жесткости передних пружин) * (Процент передней ARB) = 3750 и также: (Средний процент жесткости задних пружин) * (Процент задней ARB) = 3750 Отбойники — это проставки из жесткой резины, которые надеваются на неподвижную (нижнюю) часть амортизаторов и ограничивают ход подвески. Чем больше высота этих проставок, тем меньше ход подвески: машина "присаживается" на эти резинки, когда проезжает заметные неровности. Для подбора передних отбойников используются одновременно следующие три диаграммы телеметрии:

  1. Ход левой передней подвески
  2. Ход правой передней подвески
  3. Клиренс передней подвески

То же самое и для отбойников задних амортизаторов — соответственно, диаграммы хода и клиренса задней подвески. При помощи отбойников легче добиться отсутствия шарканья, чем при помощи изменения жесткости пружин. Когда вы увеличиваете высоту отбойников, ход подвески уменьшается, что отражается на диаграмме клиренса. Если в некой точке трассы болид шаркает днищем, увеличивайте высоту отбойников до тех пор, пока минимальный клиренс станет неотрицательным, то есть до тех пор, пока болид не перестанет шаркать. Помните, что жесткие пружины требуют более мягких настроек ARB и амортизаторов, чем мягкие пружины и наоборот. значение Rebound (разжатие) всегда должно быть больше значения Bump (сжатие) Чрезмерно поднятая задница приводит к избыточной поворачиваемости, чрезмерно поднятая передняя часть — к недостаточной. Цель состоит в том, чтобы в любой момент времени самая нижняя точка задней подвески была всегда выше самой высокой точки передней подвески. Для предотвращения чрезмерного проседания задней части нужно увеличить жесткость амортизаторов на фазе сжатия (bump), для предотвращения чрезмерного подскока передней — увеличить жесткость амортизаторов на фазе отдачи (rebound). При торможении все наоборот — нос "клюет", корма поднимается. Как же быть? Следует исходить из того простого соображения, что торможение происходит гораздо более интенсивно, чем разгон, соответственно, у него и преимущество при настройке амортизаторов и пружин. Теперь относительно поворотов. Когда вы поворачиваете направо, центробежная сила прижимает вниз левую переднюю сторону машины и поднимает правую заднюю. Для предотвращения чрезмерного крена в этом случае необходимо увеличить жесткость левого переднего амортизатора на фазе сжатия (bump) и правого заднего — на фазе отдачи (rebound). Для каждого колеса расчет процента отдачи амортизатора расчитывается по формуле: (Процент жесткости пружины этого колеса) * (Процент отдачи амортизатора на этом колесе) = 4687.5 Особенности настройки под мокрую трассу

  1. Мягкие пружины (и спереди, и сзади).
  2. Больший угол атаки переднего и заднего спойлеров.
  3. Более жесткие амортизаторы (и передние, и задние, на обоих фазах).
  4. Если возможно, надо полностью отказаться от отбойников амортизаторов.
  5. Увеличенный клиренс (и спереди, и сзади).
  6. Удлиненные первые 2 передачи, во избежание пробуксовки и для лучшей динамики.
  7. Максимальные обороты двигателя — 15000 об/мин.
  8. И, конечно, не забудьте "переобуться" в дождевую резину.